Новости – Общество
Общество
Без шамана
Андрей Забияко больше 10 лет изучает жизнь приамурских эвенков. Фото Елены Черновой
Корреспондент «Русской планеты» побеседовал с одним из авторов книги об амурских эвенках о религии современных «внуков медведя
8 июля, 2014 17:37
11 мин
В 2013 году из жизни ушел последний амурский шаман Семен Васильев, более известный под коротким именем Савей. Теперь у амурских эвенков не осталось своего «избранника духов». Во что теперь верят жители дальневосточной тайги? Такой вопрос корреспондент «Русской планеты» задал российскому религиоведу, редактору книги «Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры» Андрею Забияко. Уже больше 10 лет профессор изучает жизнь этого немногочисленного амурского народа. Он записывает то, что через пару лет окончательно ускользнет от ученых. В том числе и воспоминания о шаманах и их магической силе.
Последний шаман
– Савей в начале ноября прошлого года умер. Так и не успел он приехать на родину. Человек он был преклонных лет, болел. Он хотел вернуться, чтобы в Усть-Уркиме завершить путь. Ездили к нему родственники в Южную Якутию. Оленей его стали перегонять. Начался процесс возвращения. Но Савей умер. Сейчас фактически традиция шаманизма прервалась среди амурских эвенков. На данный момент мне не известно, кто мог бы претендовать на роль признанного преемника Савея, — начал рассказывать корреспонденту РП Андрей Забияко.
Последний амурский практикующий шаман свои последние годы провел в Якутии. Приезжал в Усть-Уркиму в 2009 году. По просьбе родственников: проводил для местных эвенков обряды — камлал. Однако позже вновь покинул родину.
Двумя десятилетиями ранее Савей был одним из десятка практикующих шаманов, живущих на территории Приамурья. В Приамурье избранников духов не делили на «черных» и «белых». Шаманов здесь различали по связи с духами: одни могли входить в Угу Буга — верхний мир — и обращаться к его духам, другие призывали на помощь духов Хэргу Буга — нижнего мира. Савей относил себя к числу избранников духов верхнего мира. В обрядах лечения он взывал к помощи именно этих духов. Немалое значение в этом процессе играл костюм Савея. У эвенков облачение шамана символично: в каждое украшение костюма мог вселиться дух-помощник, а делался костюм из шкуры того зверя, который покровительствовал избраннику духов. Наряд Савея дополняли зеркала, которым он дал имена Чалбон и Сигун. В них, по словам самого Савея, духи могли видеть больного.
Шаман у эвенков — это не только лекарь, но и помощник в поисках, предсказатель и провидец. А главное —авторитет в области общения с духами. Шаман был фигурой, объединявший много верований и наделенный правом проводить обряды.
– Раньше в эвенкийской среде заболевания трактовались как явление с участием духов. Они, конечно, понимали, что есть какие-то соматические расстройства у человека, связанные с органами или душой. Но главная причина, почему возникали эти заболевания, так или иначе связывалась с участием духов. А сейчас большинство эвенков связывают причины болезни с более земными причинами. И обращаются к врачу, — говорит религиовед Забияко. — Раньше, если потерялось несколько оленей, чтобы узнать, куда пропали, где они, обращались к шаману. Но еще при советской власти эта традиция отошла. Искать начали с помощью вертолетов.
Современные эвенки научились жить без шамана. Потребность в метафизике уменьшилась. Сейчас он стал больше фигурой исторической, чем религиозной.
– Многие вещи, с которыми исторически был связан шаманизм, отошли в прошлое. А что сейчас возрождается, это не потому, что есть внутренняя глубокая потребность у людей, а просто это часть истории. Например, видят амурские эвенки, что в той же Бурятии много шаманов. Видят, как те занимают почетное место. Вот и пытаются возродить у себя шаманизм. Узнают, чем занимались шаманы, обращаются к исследователям, — поясняет профессор.
Например, современные амурские эвенки приглашают камлать шаманов на крупные праздники, например, на День оленевода. Но это уже постановочное «возвращение к корням».
– Не думаю, что это огромная трагедия для амурских эвенков, если у них сейчас нет шамана. Я не переоцениваю значение шаманизма в культуре эвенков. Нужно понимать, что шаманизмом не покрывается все пространство их религии. Культ эвенков важен для эвенков-охотников. Культ медведя тоже важная вещь. Охотничьи обряды. Масса обрядов и верований не связаны у эвенков с шаманизмом. Он только был составляющей частью религиозной традиции эвенков. Например, такой же, как культ очага, — проиллюстрировал исследователь.
Шаманизм и христианство
Несмотря на многовековое соседство с русскими, амурские эвенки не переняли христианство.
– Во второй половине XIX века эта земли эвенков были присоединена к России. Хотя они — народ кочевой и не так-то много контактировали с русскими. Поэтому как таковую серьезную миссионерскую работу русские священники с эвенками на Дальнем Востоке не проводили. Хотя были даже массовые крещения. Но они крестились не потому, что уверовали в Бога-Троицу. Они догматическую часть вообще не воспринимали серьезно: она была им малоинтересна и малопонятна. Для того чтобы наладить отношение с русским государством, с русским народом, это попросту было нужно. Они считали, что приняв православие, они становятся русскими. Есть такой интересный случай, описан он православным миссионером Цывенпиловым. На одной из ярмарок он встретил своего старого знакомого эвенка, который к тому времени крестился. Тот кинулся к миссионеру, начал обнимать его и говорить: «Теперь ты и я — мы оба русские». Хотя Роман Цывенпилов был вообще бурятом, — заметил Андрей Забияко.
Крушение церквей и низвержение крестов в советский период никак не тронули эвенков. Христианская религия так и не наложилась на укоренившуюся веру в духов.
– Как только при советской власти миссионерская работа православной церкви была свернута и, более того, запрещена религиозная деятельность, то эвенки быстро забыли то, что могло остаться в их сердцах о православии. Оно достаточно легко выветрилось. А затем поколения воспитывались в советской системе образования — в безрелигиозной среде. Поэтому православие не могло удержаться среди эвенков, — говорит религиовед.
В 1990-е годы православные священники также не шли в тайгу и даже в эвенкийские поселки. А вот протестантские миссионеры оказались настойчивей.
– Протестанты добирались и сейчас чаще добираются до дальних эвенкских поселков. Но свою веру им тоже практически не удается донести, потому что христианство связано с другим типом культуры, другим типом ментальности. Христианству очень трудно дать ответы на те экзистенциальные вопросы, которые волнуют человека в тайге. Эвенки все же считают, что их бог — это природа. И эта природа существует во множественных вариантах. Это духи, боги разных местностей, боги животных, иных живых существ. Многие идеи, связанные с христианством, например, идея страдающего и умирающего Бога, плохо вяжутся с тем, что реально волнует эвенков, — поясняет Андрей Забияко.
Три мира
Древние эвенки верили в то, что существует три мира: верхний — Угу Буга, средний — Булин Буга и нижний — Хэргу Буга. Каждый мир населяли сэвэки, или духи. В среднем мире жили духи природы — зверей, птиц, растений, огня и т.д. Амурские эвенки особое место отводили таким животным, как медведь и олень. Медведя они считали родственником людей: его называли «дедушка медведь». Также существовал культ белого оленя. В это животное мог вселяться дух из верхнего мира. Белого оленя всегда вели во главе стада, этот зверь принадлежал шаману.
До сих пор у современных эвенков, которые уже давно не живут в чумах и много лет не слышали звук шаманского бубна, остаются охотничьи традиции убийства этих культовых животных. Например, кости убитого оленя собирают и подвешивают в лабазе на дерево, так же, как хоронили в старину самих эвенков. У убитого медведя просили прощения охотники.
Анимизм фактически был основной религией. Шаман был авторитетной фигурой, но он был не богом, а связующим звеном между людьми и духами. Сейчас у амурских эвенков этого звена не осталось, но связь и вера в духов не пропали.
– Нельзя недооценивать то, что жизнь человека в тайге связана со многими верованиями и культовыми действиями, которые являются религиозными в своей основе. Когда человек один на один остается с природой, попадает в ситуацию зависимости от природы, то тогда он ищет с ней связи через разного рода ее одушевления. Порой духи становятся единственными «собеседниками» таежного охотника. По первому снегу в октябре человек уходит в тайгу. Уходит на зимовье. Добывает соболя, заготавливает пушнину. Продолжается это до марта. Живет в одиночестве примерно полгода. Конечно, можно читать книги, слушать радио — охотник не оторван от цивилизации. Когда я кочевал с эвенками, меня удивляло то, что они многие вещи, связанные с политикой, культурой, нашей эстрадой знают лучше меня. А у них там приемники, они помногу и подолгу слушают радио. Они знают, что в мире происходит: кто у власти и с какими программами, кто какие песни поет, и у кого какая любовница. Но с другой стороны, эти люди лишены живого человеческого общения. Иногда они выходят и пополняют в поселке свои запасы. В такой ситуации у человека один выход — общаться с природой. Птицы, олени, огонь — все это становится живыми существами, приносящими ему радость или проблемы, — рассказывает собеседник РП.
Современные эвенки принимают веру в духов как сложившуюся традицию.
– Одушевляя природу, перенося на нее психологические и умственные качества, он находит ответы на фундаментальные вопросы своего существования. А эти ответы ему уже приготовлены традицией, которая рассказывает ему про духов, их пантеонах. Традиция приготовила ему ответы, как общаться с духами и решать возникшие проблемы, — говорит профессор.
Причем в этой традиции есть очень мало объяснений тому, откуда появились духи. Они существовали сразу — это воспринимается как данность. Но есть объяснение, например, появлению земли. В одной из легенд один из братьев поднял часть земли со дна океана, другой брат позавидовал ему и потянул землю. Так она растянулась и стала большой. Первый брат также слепил первых людей. А второй попортил их, поэтому люди стали подвержены хвори.
– Существовали легенды, что мы возникли из водного хаоса. Возникает птица — утка или гагара. Она ныряет и со дна этого мирового океана поднимает кусочек земли. После земля начинает трансформироваться, расширяться. Духи же существовали изначально. Нам важна система причинно-следственных связей, а традиционная эвенкийская культура не предполагает жесткой причинной зависимости. Они принимали мир как данность. Неважно, откуда оно и почему. Важнее узнать, как он устроен, как гармонизировать его. Важно объяснить причины не в глобальном аспекте, а в конкретном человеческом измерении, — объясняет ученый.
Сейчас эвенки пытаются сохранить свои традиции: воссоздают многие обряды, хранят информацию о шаманах, их костюмы и бубны. Однако воссоздают историю они уже с «налетом современности»: на шаманских костюмах появляется китайская фурнитура. Представителей этого народа в Приамурье не много: по данным переписи населения 2010 года, эвенков в области насчитывалось чуть менее 1,5 тыс. Однако современные жители тайги продолжают верить в духов, считать медведя родственником и привлекать охотничью удачу специальными обрядами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости