Новости – Общество
Общество
«Мы не готовы ответить»
Росгосстрах уличили в произволе по отношению к клиентам. Фото Марины Редькиной.
Росгосстраху в Приамурье грозят крупные штрафы
22 мая, 2014 18:41
7 мин
20 и 21 мая жалобы на компанию Росгосстрах изучали в амурском УФАС. Крупнейшего в регионе страховщика признали виновным в уклонении от заключения договоров ОСАГО. Эту практику Росгосстрах должен прекратить к 17 июня. Но на этом разбирательства не окончены. Росгосстрах подозревают в нарушении закона о конкуренции. По мнению надзорных органов, страховые агенты компании не принимают диагностические карты одних станций техосмотра автомобилей, и выдают полисы автогражданки на основе полузаполненных бланков своего бизнес-партнера. Рассмотрение дела отложили до 28 мая, так как представители Росгосстраха ответить на вопросы комиссии.
Негласные правила
20 мая в амурском УФАС прошло заседание, посвященное многочисленным отказам Росгосстраха в выдаче полисов ОСАГО. В частности, комиссия изучила показания постоянного клиента Росгосстраха Александра Бегуна. 27 марта ему отказали в продлении полиса ОСАГО. В Росгосстрахе сослались на отсутствие в общей базе данных техосмотра автомобиля Бегуна. Предъявленного оригинала диагностической карты менеджеру фирмы оказалось недостаточно. Тогда Александр обратился в страховую компанию с письменным заявлением о выдаче полиса. От него потребовали оригиналы документов или их заверенные копии. Однако письмо с уточнением послали по неверному адресу. Почти месяц оно плутало по почтовым отделениям, пока не вернулось отправителю. Об очередном отказе автовладелец узнал лишь спустя месяц, лично обратившись за разъяснениями в Росгосстрах. Как выяснилось на заседании УФАС, ошибки в адресе получателя Росгоссстрах совершает не редко.
– Двум из четырех граждан вы направили корреспонденцию по неверному адресу. Как они должны узнать ваш ответ? — поинтересовалась представитель антимонопольной службы Ольга Артюшевская.
– Какой адрес указан в заявлении, на такой и отправляем. Многие приходят и получают лично, также как гражданин Бегун сделал, — ответила юрист амурского филиала Росгосстраха Юлия Семиног. — Да и это уже вопросы к нашему секретарю, может какая-то техническая ошибка. Очень много жалоб поступает. Дошло — не дошло, не уследить.
Юрист Росгосстраха не смогла дать конкретные ответы на большинство заданных ей вопросов. А причины, по которым компания отказывается рассматривать оригиналы диагностических карт ряда станций техосмотра, юрист обрисовала расплывчато:
– Если менеджеру покажется подозрительным человек, его диагностическую карту могут проверить в базе. А то мало ли что. Наша позиция такая, — заявила Юлия Семиног.
– С начала введения ОСАГО страхуюсь в компании Росгосстрах в течение 11 лет. И до этого не вызывали никаких сомнений подлинность предоставляемых мной документов и информации. Менеджер вдруг увидел во мне что-то подозрительное! У вас отсутствуют мои данные за 11 лет, что у меня нет ни одного страхового случая, ни одной страховой выплаты?— возмущенно парировал один из автовладельцев.
– Я не могу точно сказать, за какое время у нас в базе сохраняются данные о клиенте, пояснила Семиног. — Мы не готовы сейчас ответить на этот вопрос.
Подобные объяснения УФАС показались неубедительными. Страховщика признали виновным в уклонении от своих обязанностей. Это нарушение должно быть устранено к 17 июня. В противном случае компания рискует быть оштрафована на сумму до 1 млн рублей. А при повторном обращении граждан финансовые потери страховщика будут удваиваться.
Верю — не верю
Доля филиала ООО «Росгосстрах» на финансовом рынке ОСАГО в Амурской области на 2012 год составила 34%, в 2013 — 26,7%. Что свидетельствует о его доминирующем положении. 22 мая в амурское УФАС приехали представители станций техосмотра из Свободного и Белогорска. По их словам, из-за Росгосстраха они несут убытки.
– Люди перестали посещать наши станции. Мы выдаем положительные диагностические карты, а компания Росгосстрах их не принимает. Так как якобы нас нет в базе. Тогда люди возвращаются к нам и требуют обратно свои деньги, — рассказал предприниматель из Белогорска Игорь Московчук. — Но для того чтобы распечатать диагностическую карту на автомобиль, мы вбиваем данные в единую автоматизированную систему. Информация сначала сохраняется в базе, система присваивает заполненному бланку уникальный номер и уже потом мы можем его распечатать, чтобы отдать гражданину. То есть отсутствие в базе информации о выданной диагностической карте — невозможно. Сами набрать ее в программе мы не можем.
К клиентам диагностического центр «ИП Кузьменко», с которым Росгосстрах заключил договор о партнерстве, относятся лояльнее. Там принимают даже незаполненную карту, лишь бы она была оплачена через кассу страховой компании. Этого оказывается достаточно для выдачи полиса ОСАГО. Юристы компании поясняют, что верят клиенту. Главное, чтобы он платил именно им.
– То с чем человек к нам приходит — это бумажка. Во избежание предоставления поддельных карт мы проверяем их номера в общей базе. Доказательств того, что мы отказываем в заключении договоров при наличии диагностических карт других станций — нет, — заверила представитель Росгосстраха, юрист Светлана Жаркова. — Мы действительно выдаем полис ОСАГО с отсрочкой на прохождение технического осмотра. Обязанность пройти его лежит только на клиенте. Мы не осуществляем надзорную деятельность. Мы доверяем нашему партнеру «ИП Кузьменко» и своему клиенту, который обязуется пройти у него техосмотр. Поэтому выдаем полис, который, как предполагаем, уже будет действовать на момент ДТП, так как человек пройдет обещанный техосмотр.
Тем временем статистика показывает, что лишь треть получивших полис ОСАГО, авансом оплатив техосмотр в Росгосстрахе, действительно проходят его на диагностической станции.
– «ИП Кузьменко» предоставлены данные, что за период с 1 июля 2013 года по 19 мая 2014 года филиалом ООО «Росгосстрах» по Амурской области выдано 33429 направлений на прохождение технического осмотра у «ИП Кузьменко». Из них на осмотр транспортного средства к «ИП Кузьменко» явилась лишь треть страхователей — 10026, — озвучила цифры старший госинспектор амурского УФАС Ольга Артюшевская.
Росгосстрах заключил договор сотрудничества с диагностическим центром «ИП Кузьменко» еще в 2013 году. Офис фирмы находится в здании Росгосстраха, а станция техосмотра — на прилежащей территории. Помимо установленного законом тарифа на техосмотр в 505 рублей, владельцам легковых автомобилей оформляют диагностику аккумуляторной батареи за 800 рублей. С этих платежей Росгосстрах получает определенный процент. Какой именно, представитель страховщика уточнить затруднился.
Объяснить причину столь нежного отношения к одному специалисту техосмотра, и недоверия к остальным, юристы Росгосстраха также не смогли.
Полную информацию о заключении договоров ОСАГО компания должна будет предоставить УФАС на очередном заседании, 28 мая. За нарушение «Закона о конкуренции» Росгосстраху грозят многомиллионные штрафные санкции вплоть до снятия с должности руководителя регионального отделения.
– Я особо предупреждаю представителей Росгосстраха что сведения, которые запрашиваются у вашей организации, должны предоставляться точно в срок. Если они не будут представлены, мы возбудим административное производство. Штрафные санкции за эти действия очень большие — 500 тыс. рублей. Поэтому отнеситесь к делу серьезно, — завершил заседание руководитель амурского УФАС Александр Дегодьев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости