Новости – Общество
Общество
«По истории все стандартно, а обществознание расстроило»
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Как школьники Амурской области прошли первую российскую проверку знаний по общественным наукам
15 апреля, 2016 11:52
6 мин
Амурская область вошла в число пилотных российских регионов, отобранных для участия в Национальном исследовании качества образования (НИКО). Ребята из 13 школ Белогорска, Свободного, Тынды, а также Архаринского, Ивановского, Мазановского, Тамбовского и Тындинского районов 12 и 14 апреля писали проверочные работы по истории и обществознанию. На 8–9 вопросов по каждому из предметов им давался один школьный урок. Всего участниками тестирования стали 1058 учеников шестых и восьмых классов — а не старшеклассников, среди которых обычно проводят подобный мониторинг.
Для чего проводились эти тесты, каковы их предварительные результаты и как оценивают знания детей их учителя, узнала «Русская планета».
НИКО — проект новый. В нашей стране он действует всего второй год. За это время организаторы успели проверить знания по математике и информатике у учеников 8–9 классов и по нескольким предметам у младшеклассников. Исследование знаний школьников по гуманитарным (общественным) предметам в масштабах всей страны проводится впервые.
– Сразу хочу сказать: по результатам исследований ни в коем случае не должна даваться оценка работе конкретной школы, или учителя, или муниципального отдела образования. И даже оценок ребятам никто не будет выставлять, ведь работы пишутся анонимно, — объясняет «Русской планете» координатор проекта НИКО Галина Чех. — Главное для организаторов — составить наиболее полное, объективное представление о ситуации с образованием в России. Для этого к участию в исследовании и привлекаются разные регионы страны, населенные пункты с разным уровнем социально-экономического развития, разной обеспеченностью технологиями. На основании полученных данных специалисты дадут рекомендации регионам, а возможно, будут скорректированы образовательные программы или подходы к управлению в образовании.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Задания давались совсем не элементарные. Например по истории нужно было соотнести несколько изображений (репродукций, фотографий, отметок на картах) с перечисленными в задании историческими событиями; кратко, но в то же время содержательно постараться рассказать об основных фактах или главных участниках этих событий, дать оценку их значимости.
По обществознанию вопросы были рассчитаны на понимание.
– Тестовой части в классическом понимании в этих заданиях вообще не было, — рассказывает РП Татьяна Рихновец, начальник отдела общего образования комитета по образованию и делам молодежи администрации Белогорска. — Ребятам нужно было показать свое умение рассуждать, анализировать, оперировать аргументами из литературы или реальной жизни. Для учеников средних классов это непростая задача! Особенно с учетом того, что исторические события и общественные явления часто трактуются по-разному. Тут бы взрослому сориентироваться.
По словам Чех, анкетирование по другим предметам показало у школьников вполне приличные знания. Но амурские учителя и родители все равно волнуются, пусть даже никто не узнает имен тех, кто с тестами не справился.
– Я сужу по своему старшему ребенку, уже студенту, — делится с РП Ирина Михалюк, мама участницы нынешнего тестирования, шестиклассницы. — Выпустился он из школы год назад, и знания по истории и обществознанию у него были просто нулевые. Из фактов в голове каша, даты не знает ни одной. Суждения что по истории, что по обществознанию просто чудовищные. Вздрогнула, когда он заявил, что «просто так никого в ГУЛАГ не отправляли». При этом о советской и постсоветской эпохе не знает вообще ничего. Смог назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны (в чем разница со Второй мировой, не знает тоже). В остальном он не в курсе, кто есть кто в нашей стране и что происходило в ней совсем недавно. По обществознанию та же картина: если такие знания придется когда-то в жизни применять, он просто, мне кажется, не выживет… В общем-то, я не верю, что и моя младшая напишет что-то сносное.
Детальный анализ работ и какие-либо обобщения будут сделаны позже и уже в Москве, этот этап будет достаточно длительным. Окончательные выводы сделают специалисты Рособрнадзора. Но кое на что амурские педагоги уже успели обратить внимание. И в оценках увиденного разошлись.
– По истории, на мой беглый взгляд, я ничего из ряда вон выходящего не заметила: у кого-то знания лучше, у кого-то хуже, но вроде бы все в рамках. Хотя бы потому, что задания были связаны с программой, которую ребята изучают сейчас, — рассказывает «Русской планете» учитель истории и обществознания Милана Михирева. — Но вот обществознание расстроило. Не умеют ребята думать и рассуждать. Кто-то отделывается одним-двумя предложениями, кто-то в качестве обоснования приводит не свои знания, не литературные произведения, не жизненные ситуации, а эпизоды из сомнительных сериалов, телешоу или интернет-форумов… Причем настолько все это убого. А один мальчик, я заметила, на «Денискины рассказы» сослался! Неужели до 8-го класса ничего больше не прочитал, не увидел? По-моему, во всей красе видно тут поколение, воспитанное телевизором и интернетом.
– А я бы не сказала, что нынешние ребята по уровню знаний так уж сильно отличаются от школьников, которые учились 10, 15, 20 лет назад, — уверена Татьяна Рихновец. — Если ребенок мотивирован на учебу или на изучение какого-то определенного предмета, то он и будет учиться, найдет способы добыть знания, в том числе и такие, которые находятся далеко за пределами школьной программы. И 25 лет назад были дети, имеющие крайне слабые знания по всем предметам. И сейчас есть те, кто отлично разбирается и в литературе, и в истории, и в обществознании.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости