Новости – Общество
Общество
«ДиКаприо сыграл бы у меня Василия Пояркова»
Владимир Розанов. Фото из личного архива
Благовещенские режиссеры — о том, когда амурское кино перестанет быть любительским
26 января, 2016 13:15
10 мин
Амурская область — родина Леонида Гайдая и Валерия Приемыхова и площадка для международного фестиваля театра и кино «Амурская осень». В этом году уже в пятый раз этот крупнейший фестиваль будет предваряться показом фильмов местных кинематографистов. А 28 января в Благовещенске торжественно откроют Год кино, и в церемонию также войдет демонстрация короткометражек амурских авторов.
«Русская планета» разыскала троих режиссеров успешных кинопроектов региона за последнее время и спросила их, когда амурское кино тоже выйдет на российский и планетарный уровни.
Павел Демишев — режиссер и оператор «Трудной дороги» (2006), первого амурского фильма, удостоившегося престижных наград российских кинофестивалей. Документальная приключенческая картина обошлась автору в 4,5 тыс. долларов. Несколько лет назад Демишев по семейным обстоятельствам покинул Амурскую область, сегодня работает режиссером на калининградском телевидении.
– Мне кажется, такого понятия, как амурский кинематограф, не существует. И рассуждать дальше на эту тему просто бессмысленно, — говорит РП Демишев. — Кинематограф — это индустрия, люди, расходы. Всего этого в Амурской области нет. Существуют отдельные всполохи интереса к процессу съемок и не более. «Трудную дорогу» можно также отнести к подобным «всполохам», но это уже личная история, а не системная.
Идея фильма-путешествия несведущих людей по глухой тайге была у меня очень и очень давно, рождалась она не за пару дней и даже не недель. И изначально она существовала в игровом варианте. Я пытался воплотить его, но ничего не получилось. Я проанализировал свои ошибки и пришел к следующим выводам: я ничего не умею, у меня нет нужных фундаментальных знаний, людям за их работу нужно платить деньги. Поэтому я пошел работать на телевидение, набираться знаний и копить деньги. И постепенно идея трансформировалась именно в документальную форму, которую и удалось воплотить в фильме «Трудная дорога».
– Почему с тех пор, за 10 лет, в Приамурье не сняли подобных фильмов?
– Заблуждение в головах местных «киноделов», что без бюджета и с фотоаппаратом они что-то могут. И самое тупиковое рассуждение — «технологии позволяют». Технологии не определяют содержание и посыл фильма, от которых и зависит успех у зрителя. Они только дают возможности, но этими возможностями еще надо правильно воспользоваться, для чего нужны знания или хотя бы чувство, что ты делаешь все правильно. Если есть жажда снимать, то надо идти, прежде всего, учиться.
Поймите, игровой фильм — это очень сложный, тонкий и многогранный процесс с участием огромного количества профессиональных людей. Подчеркиваю, профессиональных! Местное постановочное кинопроизводство априори будет ущербным. Поэтому я снял именно документальный фильм. Сейчас ничего не снимаю. Я никогда не буду снимать ради того, чтобы снимать. Идеи есть, но, если я и буду их воплощать, то только тогда, когда буду уверен в результате.
Кадр из фильма «Трудная дорога»
Кадр из фильма «Трудная дорога»
23-летний Семен Руденко — журналист, автор нескольких книг, член Союза писателей России, владелец собственного бизнеса. Меньше, чем за год снял полнометражный игровой фильм «Огонь под доской» (2014) по собственному роману. Это была первая амурская картина, вышедшая на большой экран.
– Всегда мечтал снимать кино. Когда книги читал, примерял на себя образ героя, — вспоминает Руденко в беседе с РП. — Выбор актеров в местных условиях невелик, в амурских картинах мелькают одни и те же лица, но в чем-то это даже плюс: они не могут стать «актерами одной роли», как знаменитые артисты. Здесь же один человек может примерить на себя совершенно разные характеры. Амурский самородок, юрист Максим Бутенко например. Шикарнейший актер, может перевоплощаться в кого угодно.
Кстати, любительщине в амурском кино скоро придет конец. Года через два-три, когда накоплю денег, хочу открыть здесь профессиональную киностудию. Для этого занимаюсь своим бизнесом. Я понимаю, что изначально это будет убыточный проект. Как прекрасно понимал и то, что не заработаю на прокате «Огня под доской». Но с чего-то же надо начинать.
Чтобы получить деньги от кино, его бюджет должен быть от 200 млн долларов. Люди должны прийти в кино отдохнуть, а не подумать. Для «подумать» они смотрят фильмы дома на диване наедине с собой. В частности, я и Сергей Храмых лелеем мечту о своем качественном фильме, который соберет полные залы. Который будут ждать, как «Звездные войны».
У нас есть такая проблема, как низкоуровневые сценарии. И не потому что нет талантов, а потому что сценарист себя одергивает, понимая, что не сможет воплотить ту или иную задумку в местных условиях. А вычеркивают, как правило, что-то важное или очень зрелищное. Кроме того, техники очень не хватает. Должна быть оптика для красивой картинки, качественные штативы и рельсы для плавного перемещения. Все это стоит бешеных денег и практически недоступно сегодня здесь. Без этого мы не можем снять всевозможные пробежки, перестрелки. А во главу угла я бы поставил работу со светом, которая у нас сегодня на нуле. А ведь залог хорошего голливудского фильма — именно грамотно отработанный свет. Работа с графикой опять же важна. Без Алексея Марцинкевича ни один местный фильм бы не был готов. И при этом он делает все бесплатно.
На моем «Огне под доской» местные кинематографисты учились снимать полный метр. Вообще для Амурской области это был беспрецедентный случай: полностью переозвучили картину. При этом мы весь фильм сняли за 90 тыс. рублей, а в столичных киностудиях за одну озвучку от миллиона платят. Но, опять же, опыт первой полнометражки показал, что торопиться и экономить, если хочешь снять хорошее кино, нельзя. Нельзя не платить актерам. Когда играют твои друзья в свободное время, ты не можешь быть начальником на площадке. Ты не можешь потребовать, наорать матом, когда он за спасибо всю ночь мерзнет ради твоих двух минут в кадре. В итоге как получилось — так получилось. Другое дело, если человек отрабатывает свою зарплату. Он пришел, все дела отложил и сделал, как требуют.
Чтобы снять хорошее амурское кино, надо очень этого хотеть. Думаю, лет через 20–30 я мог бы претендовать на «Оскар». Вот только накоплю на ДиКаприо. Может, хоть у меня он статуэтку получит? Думаю, Лео идеально сыграл бы роль нашего первопроходца Василия Пояркова.
Владимир Розанов — президент общественного объединения «Амуркиносоюз» и основатель фестиваля любительского кино «КинАмур». В 90-е учился во ВГИКе, но не окончил его из-за разногласий с Владимиром Хотиненко, считая, что у любого фильма должен быть хороший конец. Прошел школу телевизионного и свадебного видео, преподает киноискусство молодым благовещенцам.
– Для «Амурского киносоюза» Год кино начался очень продуктивно. Пока все отдыхали, мы успели снять первый фильм с участниками детской студии. Съемки длились неделю с 17 до 23 часов. На открытии Года кино картина будет показана публике.
Вообще амурское кинодвижение существует уже семь лет. За это время наши ребята сняли порядка 42 картин, многие из которых заслуженно, я считаю, получили награды на различных кинофестивалях. Например в 2014-м короткометражка «Здравствуй, малыш!» на московском «Фестивале фестивалей» получила приз зрительских симпатий, войдя в 10-ку лучших фильмов России. Если говорить о работах свободных амурских художников, то их работ за этот период наберется почти столько же. Но, как правило, желающие снять свое кино в Амурской области обращаются за помощью к нам.
На самом деле нас не так много, основной костяк — всего 18 человек. Остальных — актеров, помощников, я их называю «сочувствующие» — в разы больше, порядка 400 человек. В остальном весь процесс съемки такой же, как и на крупных киностудиях.
Самая глобальная работа в амурском кинематографе на сегодня — это, пожалуй, полнометражка Сергея Храмых, которую мы снимали четыре года. Картина готова на 96%, и, если звезды сойдутся, в мае ее все-таки увидит зритель. Вот так долго и сложно делается полнометражный фильм с местными возможностями. Поэтому наш союз практикует в основном короткометражки. Ведь в чем минус местечкового кино? Нет спонсоров, все снимаем за свой счет. Что бы там ни говорили, нулевым бюджет быть не может.
Большинство местных режиссеров снимают именно для себя. Чтобы самореализоваться. Уже во вторую очередь, в третью кто-то думает о зрителе. Есть и ребята, снимающие трансцендентальное кино, которое сложно смотреть. Им все равно, что зритель мозг сломает, пытаясь это понять. Есть популисты, как Руденко и Храмых. Они свою тему двигают — боевики для зрителя. Мне нравятся лирические фильмы с красивым концом. Любого художника определенная тема жжет изнутри, и пока ты этот фильм чертов не снимешь, она тебя не отпускает.
За семь лет мы существенно продвинули амурское кино. Выросли из коротких штанишек. Если раньше нас всерьез не воспринимали, то теперь мы выигрываем гранты, проводим фестивали. Раньше, когда говорили: «Мы снимаем кино», — все в ступор вставали: «Какое такое кино в Амурской области? Порнографию, что ли?» Куда проще было сказать, что это сюжет для местного телеканала. Сейчас нас под свое крыло взяло областное министерство культуры. По районам области в этом году будет ездить передвижной кинотеатр, показывать в том числе и наши фильмы широкому кругу зрителей. Буквально на днях пришел заказ из Москвы от Минкульта на съемку исторического фильма на амурской земле, который поручили нашей команде.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости