«По истории все стандартно, а обществознание расстроило»
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Как школьники Амурской области прошли первую российскую проверку знаний по общественным наукам

Амурская область вошла в число пилотных российских регионов, отобранных для участия в Национальном исследовании качества образования (НИКО). Ребята из 13 школ Белогорска, Свободного, Тынды, а также Архаринского, Ивановского, Мазановского, Тамбовского и Тындинского районов 12 и 14 апреля писали проверочные работы по истории и обществознанию. На 8–9 вопросов по каждому из предметов им давался один школьный урок. Всего участниками тестирования стали 1058 учеников шестых и восьмых классов — а не старшеклассников, среди которых обычно проводят подобный мониторинг.

Для чего проводились эти тесты, каковы их предварительные результаты и как оценивают знания детей их учителя, узнала «Русская планета».

НИКО — проект новый. В нашей стране он действует всего второй год. За это время организаторы успели проверить знания по математике и информатике у учеников 8–9 классов и по нескольким предметам у младшеклассников. Исследование знаний школьников по гуманитарным (общественным) предметам в масштабах всей страны проводится впервые.

– Сразу хочу сказать: по результатам исследований ни в коем случае не должна даваться оценка работе конкретной школы, или учителя, или муниципального отдела образования. И даже оценок ребятам никто не будет выставлять, ведь работы пишутся анонимно, — объясняет «Русской планете» координатор проекта НИКО Галина Чех. — Главное для организаторов — составить наиболее полное, объективное представление о ситуации с образованием в России. Для этого к участию в исследовании и привлекаются разные регионы страны, населенные пункты с разным уровнем социально-экономического развития, разной обеспеченностью технологиями. На основании полученных данных специалисты дадут рекомендации регионам, а возможно, будут скорректированы образовательные программы или подходы к управлению в образовании.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Задания давались совсем не элементарные. Например по истории нужно было соотнести несколько изображений (репродукций, фотографий, отметок на картах) с перечисленными в задании историческими событиями; кратко, но в то же время содержательно постараться рассказать об основных фактах или главных участниках этих событий, дать оценку их значимости.

По обществознанию вопросы были рассчитаны на понимание.

– Тестовой части в классическом понимании в этих заданиях вообще не было, — рассказывает РП Татьяна Рихновец, начальник отдела общего образования комитета по образованию и делам молодежи администрации Белогорска. — Ребятам нужно было показать свое умение рассуждать, анализировать, оперировать аргументами из литературы или реальной жизни. Для учеников средних классов это непростая задача! Особенно с учетом того, что исторические события и общественные явления часто трактуются по-разному. Тут бы взрослому сориентироваться.

По словам Чех, анкетирование по другим предметам показало у школьников вполне приличные знания. Но амурские учителя и родители все равно волнуются, пусть даже никто не узнает имен тех, кто с тестами не справился.

– Я сужу по своему старшему ребенку, уже студенту, — делится с РП Ирина Михалюк, мама участницы нынешнего тестирования, шестиклассницы. — Выпустился он из школы год назад, и знания по истории и обществознанию у него были просто нулевые. Из фактов в голове каша, даты не знает ни одной. Суждения что по истории, что по обществознанию просто чудовищные. Вздрогнула, когда он заявил, что «просто так никого в ГУЛАГ не отправляли». При этом о советской и постсоветской эпохе не знает вообще ничего. Смог назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны (в чем разница со Второй мировой, не знает тоже). В остальном он не в курсе, кто есть кто в нашей стране и что происходило в ней совсем недавно. По обществознанию та же картина: если такие знания придется когда-то в жизни применять, он просто, мне кажется, не выживет… В общем-то, я не верю, что и моя младшая напишет что-то сносное.

Детальный анализ работ и какие-либо обобщения будут сделаны позже и уже в Москве, этот этап будет достаточно длительным. Окончательные выводы сделают специалисты Рособрнадзора. Но кое на что амурские педагоги уже успели обратить внимание. И в оценках увиденного разошлись.

– По истории, на мой беглый взгляд, я ничего из ряда вон выходящего не заметила: у кого-то знания лучше, у кого-то хуже, но вроде бы все в рамках. Хотя бы потому, что задания были связаны с программой, которую ребята изучают сейчас, — рассказывает «Русской планете» учитель истории и обществознания Милана Михирева. — Но вот обществознание расстроило. Не умеют ребята думать и рассуждать. Кто-то отделывается одним-двумя предложениями, кто-то в качестве обоснования приводит не свои знания, не литературные произведения, не жизненные ситуации, а эпизоды из сомнительных сериалов, телешоу или интернет-форумов… Причем настолько все это убого. А один мальчик, я заметила, на «Денискины рассказы» сослался! Неужели до 8-го класса ничего больше не прочитал, не увидел? По-моему, во всей красе видно тут поколение, воспитанное телевизором и интернетом.

– А я бы не сказала, что нынешние ребята по уровню знаний так уж сильно отличаются от школьников, которые учились 10, 15, 20 лет назад, — уверена Татьяна Рихновец. — Если ребенок мотивирован на учебу или на изучение какого-то определенного предмета, то он и будет учиться, найдет способы добыть знания, в том числе и такие, которые находятся далеко за пределами школьной программы. И 25 лет назад были дети, имеющие крайне слабые знания по всем предметам. И сейчас есть те, кто отлично разбирается и в литературе, и в истории, и в обществознании.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»